Ряд провинций КНР сталкивается с растущим дефицитом электроэнергии, в южной провинции Гуандун нехватка мощностей достигла максимума с 2004 года. По данным Государственного энергетического управления КНР, за январь-апрель 2011 года потребление электроэнергии в Китае выросло на 12,4% и достигло 1467,5 миллиарда киловатт-часов. Наибольший рост потребления электроэнергии наблюдается в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР (34,8%), автономном районе Внутренняя Монголия (22,3%), провинции Ганьсу (17,5%), Нинся-Хуэйском автономном районе (18,1%). Дефицит электроэнергии в КНР носит сезонный характер и, обычно, обостряется летом. В 2011 году нехватка генерирующих мощностей, по данным китайских СМИ, уже весной стала ощущаться в провинциях Чжэцзян, Цзянсу, Цзянси, Хунань, Гуандун и в городе центрального подчинения Чунцин. В крупнейшей по масштабам экономики в Китае провинции Гуандун нехватка мощностей по итогам второго квартала 2011 года, как ожидается, может достигнуть 40 гигаватт, что является максимальным показателем с 2004 года. По оценке инвесткомпании Shenyin&Wanguo Securities, нехватка электроэнергии в ближайшие месяцы может затронуть новые районы КНР. Наибольший ущерб она может нанести китайской металлургии: на уже пострадавшие районы приходится 20% китайского производства стали. С целью стабилизировать ситуацию местные власти призывают промышленность ограничить потребление электроэнергии. В некоторых случаях накладываются ограничения на использование кондиционеров в общественных зданиях: температуру в них не следует снижать менее чем до 26 градусов. Наряду с дефицитом электроэнергии КНР сталкивается с растущим сезонным дефицитом дизельного топлива. В пятницу Государственное энергетическое управление запретило китайским нефтяным компаниям экспорт дизельного топлива (разрешаются только поставки в специальные административные районы Гонконг и Макао). Аналитик консалтинговой компании "Чжочуан" Лю Фэн заявил в интервью газете "Ди и цайцзин жибао", что дефицит топлива в ряде районов страны связан с сезонным пиком потребления в сельском хозяйстве, строительстве и морских перевозках. По данным Государственного энергетического управления, потребление нефтепродуктов в апреле выросло на 8,3%, составив 20,4 миллиона тонн, в то время как производство выросло на 6,8%, составив 20,39 миллиона тонн. В условиях, когда правительство не повышает внутренние цены на топливо, а импортная нефть дорожает, реализация дизтоплива внутри страны становится невыгодной производителю, отмечает издание. Если государственные нефтяные компании продолжают работать себе в убыток, то частные переработчики сворачивают производство в ожидании роста цен. На частные компании приходится около 20% китайских мощностей по нефтепереработке. Внешний рынок в последнее время был для китайских нефтепереработчиков более привлекательным, чем внутренний, отмечает Лю Фэн. По его данным, тонна дизтоплива на китайском НПЗ стоит сейчас 7800 юаней (около 1200 долларов), в случае продажи в соседние азиатские страны переработчик может дополнительно получить прибыль в 1300 юаней с тонны. Напряженность на внутреннем китайском рынке дизельного топлива может несколько разрядиться в случае снижения мировых цен на нефть, считает Лю Фэн.
|