Газета « для транспортировки на Запад отечественной марки Urals. Большинство аналитиков называет решение «Суммы» расторгнуть контракт логичным и оправданным с точки зрения мировой конъюнкутры. «Это вполне своевременное решение, — отмечает директор по развитию агентства Portnews Надежда Малышева. — Компания уже объявляла о строительстве новых терминалов на Дальнем Востоке, ориентированных на Китай. С учетом санкций довольно логично выйти из проекта в Роттердаме, перенаправив инвестиции на реализацию гораздо менее рискованных проектов».
В качестве еще одной причины закрытия проекта опрошенные изданием эксперты называют отказ российского правительства от продвижения за рубежом российского бренда Urals и разворот на Восток, куда можно гнать чистую сибирскую нефть. В настоящее время цена Urals привязана к стоимости североморской марки Brent, объемы добычи которой снижаются. Чтобы российская смесь могла стать новым международным эталоном, был необходим не только стабильный уровень качества сырья, но и наличие крупного логистического хаба, с которого бы осуществлялись поставки. Предполагалось, что такой терминал будет в Роттердаме — он является крупнейшим нефтяным портом в Европе и располагает хорошей инфраструктурой, соединен с сетью трубопроводов. «Это давняя мечта российских чиновников, чтобы нефть марки Urals торговалась независимо от Brent, — рассказывает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — И, собственно, весь проект строительства терминала был заточен под это. Однако ухудшение внешнеполитической ситуации заморозило эту идею».
Некоторые специалисты полагают, что хаб в Западной Европе и не нужен — Россия сможет продвигать бренд Urals и через собственные порты. Так, ранее глава «Газпром нефти» Александр Дюков, говоря о возможном создании международного терминала для формирования эталонного российского сорта нефти, отмечал, что эта проблема может решаться и в российских Усть-Луге и Приморске. Еще в июне представители Минэнерго выразили сомнение в экономической целесообразности проекта создания нефтяного хаба в Роттердаме. Замглавы министерства Кирилл Молодцов тогда заявил, что строительство этого терминала может создать конкуренцию экспортным поставкам наших производителей из отечественных портов. Он также заметил, что сейчас в Европе и так есть свободные дополнительные мощности для хранения «черного золота». И действительно, почему бы не перенести акцент на реализацию проектов поставок нефти на азиатские рынки? «Известия» напоминают, что право на возведение нефтяного терминала в Роттердаме получила в 2011 году контролируемая «Суммой» компания Shtandart TT B.V., победив на тендере конкурентов — голландскую Vopak, китайские BrightStart и Sinopec, а также российскую Global Ports. В 2013 году порт передал Shtandart участок под строительство терминала площадью 55 гектаров в долгосрочную аренду. В начале 2014-го «Сумма» сосредоточила в своих руках 100% акций Shtandart. К 2015 году были получены все разрешения на строительство хаба. Вместимость терминала должна была составить 3 млн кубометров единовременного хранения. Совместные инвестиции в проект оценивались в сумму, близкую к 1 млрд долларов. Потери группы «Сумма» от закрытия проекта оцениваются, по неофициальной информации, в несколько миллионов евро, которые были направлены на выплату арендной платы, выполнение экологических требований, а также проверки участка на наличие бомб времен Второй мировой войны.
|